Эффективны ли проводимые периодические проверки для частных охранников?

Анализ законодательства в области периодических проверок и практики их проведения убедительно свидетельствуют о том, что их эффективность несоизмерима с людскими, финансовыми и материальными затратами, которые при этом используются, так как в результате их проведения не только не достигаются те цели, ради которых они проводятся, но они объективно и не могут быть достигнуты.

Это объясняется тем, что в ходе них проверяются, за исключением практических действий, связанных с применением оружия и специальных средств, не знания, а память частных охранников. Дело в том, что вопросы периодических проверок вместе с ответами публикуются заранее. Поэтому частные охранники заучивают числа, под которыми содержатся правильные ответы, и затем при проведении проверки нажимают на нужную клавишу. Члены комиссии воспринимают и оценивают не знания, а лишь фиксируют факт, что частный охранник нажал курсором на конкретное число, под которым содержится правильный ответ, и на основании этого делают заключение о прохождении частным охранником периодической проверки. Для доказательства неэффективности периодических проверок и невозможности с их помощью проверить знания частного охранника достаточно провести следующий эксперимент.

Вариант 1. Перед началом проведения периодической проверки поменять местами правильные ответы (например, правильный ответ был под номером 1, переместить его под номером 3 и т.д.).

Вариант 2. По окончании периодической проверки предложить частному охраннику обосновать свой правильный ответ. Результат будет следующий, примерно 90% из числа частных охранников, прошедших периодическую проверку, не смогут объяснить, почему данный ответ является правильным. Иным он и не может быть, так как по такой же методике обычно осуществляется приём квалификационного экзамена в образовательной организации (с использованием аппаратно-программного комплекса), поэтому обучение порой подменяется тренировками на компьютерах по запоминанию правильных ответов. Причём образовательные организации вынуждены это делать, так как оценка их образовательной деятельности напрямую зависит от прохождения частными охранниками периодической проверки, в ходе которой проверяются не знания, а его способность к запоминанию номера правильного ответа.

Существующий порядок проведения периодических проверок не стимулирует частных охранников и на осмысленную подготовку к проведению периодических проверок. Они заведомо знают, что для проверяющих лиц и для них важны не знания, а умение нажать на нужную клавишу. Поэтому в ходе подготовки частные охранники либо тренируются на запоминании правильных ответов, либо заучивают тексты необходимых нормативных правовых актов, не вникая в их содержание.

Неэффективность периодических проверок подтверждается и оценкой Росгвардии уровня подготовки частных охранников.

Как свидетельствует практика подготовки частных охранников, наиболее эффективным способом проверки их знаний является устный опрос по экзаменационным билетам. Тестовый способ проверки знаний охранников, в особенности, по правовым вопросам, положительных результатов не даёт. Кроме того, применить его при проведении периодической проверки по теоретической части ежегодно невозможно из-за огромного количества (более миллиона) проверяемых лиц, отсутствия квалифицированных специалистов для оценки знаний.

На эффективность периодических проверок (квалификационных экзаменов) значительно влияет и содержание вопросов в билетах. Вопросы сформулированы без учёта общего образовательного уровня частных охранников, характера выполняемой ими трудовой функции, времени на подготовку частного охранника в образовательной организации, носят общий характер и настолько заумны, что на них не способен дать правильный ответ даже тот, кто имеет высшее юридическое образование. Поэтому по настоящему проверка знаний частных охранников осуществляется в тех частных охранных организациях (как правило, крупных), в которых на постоянной основе проводится их подготовка и проверка знаний на билетной основе. В результате этого охранники не только знают и понимают те или иные предъявляемые к ним нормативными правовыми актами требования, но и умеют осмысленно и грамотно исполнять их на практике.

    Целесообразность проведения периодических проверок.

Изложенное свидетельствует о том, что периодические проверки носят формальный характер, практически не влияют на квалификацию частных охранников, отвлекают должностных лиц войск национальной гвардии от решения стоящих перед ней задач, а руководителей частных охранных организаций и частных охранников от выполнения своих обязанностей.

Вызывает недоумение и необходимость проведения ежегодных периодических проверок частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, так как объём знаний и умений, необходимых для их применения, достаточно ограничен.

Содержание периодических проверок, в части касающейся умений и навыков применения оружия и специальных средств, не соответствует практике их реального применения. Результаты стрельбы зависят от количества набранных баллов. На практике это ориентирует частного охранника на лишение жизни нападающего, что не соответствует требованию статьи 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Лишено практического смысла установление временных критериев для применения резиновой палки, одевания бронежилета и наручников.

В ходе выполнения упражнения по применению резиновой палки частный охранник должен в течение установленного времени обозначить части тела, по которым разрешено нанесение ударов. В соответствии со статьёй 17 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник вправе применять резиновую палку для отражения нападения, когда его собственная жизнь или жизнь и здоровье охраняемых граждан подвергаются непосредственной опасности. Во всех указанных случаях частный охранник находится в состоянии необходимой обороны и вправе наносить удары по любым частям тела.

Финансовая и материальная необеспеченность периодических проверок, существенно завышенный объём проверяемых знаний создают благоприятные условия для создания различных коррупционных схем, в реализацию которых вовлекаются должностные лица правоохранительных органов, образовательных организаций, руководители частных охранных организаций, частные охранники и работники организаций с особыми уставными задачами.

Об этом свидетельствуют материалы, опубликованные в средствах массовой информации, в которых приводятся конкретные факты и коррупционные схемы, реализуемые при проведении периодических проверок.               Созданию благоприятных условий для коррупции могут способствовать и отдельные положения установленного порядка проведения периодических проверок. Так, в соответствии с п. 6 Приказа Росгвардии от 25.11.2019 № 387 периодические проверки проводятся комиссией в территориальном органе на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована частная охранная организация или юридическое лицо с особыми уставными задачами либо находится объект охраны (защиты), а в случае отсутствия в территориальном органе условий, необходимых для проведения периодических проверок, в образовательных организациях, имеющих такие условия и располагающихся на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен указанный территориальный орган. При этом образовательная организация, выразившая желание на безвозмездной основе участвовать в проведении периодических проверок, направляет в территориальный орган обращение с приложением к нему документов, подтверждающих наличие у неё условий для их проведения (наличие тира, компьютерной техники, помещений и т.д.). Данное положение свидетельствует о том, что функция государства по проведению периодических проверок не обеспечена ни финансово, ни материально и поэтому на образовательные организации, в завуалированной форме, возлагается обязанность на безвозмездной основе восполнить этот

источник

Комментарии для этой публикации закрыты.